Get Adobe Flash player

 «Умеете ли Вы общаться со своими детьми?

                                   Нельзя воспитывать щенков посредством криков и пинков.

                                   Где раздают щенкам пинки, там «воспитатели» пеньки.

                                                                                                                 С.Маршак.

 

         Не только щенков, видимо, имел ввиду уважаемый Маршак. Это легче – накричать, шлёпнуть беззащитного ребёнка. Гораздо труднее найти подход к душе беззащитного ребёнка, проявить такт, терпение, одарить его любовью.

         Дети очень тонко чувствуют малейшую грубость даже в интонации слов, обращённых к ним. В ответ они могут замыкаться в себе, не реагировать на приказание.

         Для общения очень важно знать психологические особенности своего ребёнка: тип темперамента, характер, психологическую направленность. Если ребёнок флегматик, а родители упрекают его в неповоротливости, медлительности, это очень плохо. Они его ругают не зная, что у него свой тип темперамента, сформированный на основе типа нервной системы ребёнка, который не изменишь. Его невозможно «исправить». Нужно знать, что темперамент и характер – разные понятия. В темпераменте проявляются природно-определённые и эмоциональные характеристики человека, в характере же – приобретённые, сформированные при жизни в процессе воспитания.

         В общении необходимо учитывать возраст: то, что по силам старшему, - непонятно младшему. Очень важно овладеть искусством ставить себя на место ребёнка, уметь понять его. Этому нужно научиться. Овладев умением, взрослые могут установить с ребёнком добрые взаимоотношения, наладить тесный духовный контакт.

         Инструментом сближения душ, познания психики является беседа. Родители должны уметь пользоваться этим средством общения. Культура общения начинается с умения слушать. Далее требуется ещё умение расспрашивать, сопереживать, принимать или отвергать услышанное, логически аргументируя свою позицию, и т.д. вот этой тяжёлой работы и пытаются избежать многие родители, ссылаясь на отсутствие времени. Лень души они оправдывают занятостью. Поэтому часты окрики «замолчи», «подожди», диктат, авторитарный стиль общения. Непростое дело – вникать в проблемы другого человека. Жить его заботами, как своими.

         Большинство родителей, естественно хотят, чтобы их дети делали успехи, добивались большего, и некоторые для этого прибегают к критике. Результат, как правило, обратный: упадок духа, нежелание что-то делать… Известно, что и 99% одобрений едва хватает. Чтобы компенсировать одно – единственное порицание. Постоянная критика снижает уверенность человека в собственных силах, больно бьётся по самолюбию. и хотя, критикуя, мы тешим себя мыслью, что критика наша справедлива и конструктивна, больше всего нашим детям нужна поддержка – моральная и практическая.

         Все мы жаждем, чтобы нас ценили такими, какие мы есть. Питать дух надо похвалой, а не критикой и оскорблениями.

         У многих родителей есть несколько любимых слов-определений, которыми они награждают своих чад, когда нужно повлиять на них или просто выразить своё неодобрение. Ребёнок позже всех встаёт – «лентяй», допустил ошибку – «недотёпа», хочет что-то сделать по-своему – «упрямец». Эти и прочие ярлыки тормозят развитие личности. Нередко они так прилипают к его «я», что продолжают обременять даже тогда, когда для них уже нет никаких объективных оснований. Критика, насмешки, ирония могут лишь замедлить развитие личности, так как отрицательно влияют на самооценку, осложняют общение. То, что воспринял человек в детстве, порой определяет всю его дальнейшую жизнь.

Секреты педагогического общения

со своими детьми.

 

  •  Быть всегда доброжелательным;
  • Говорить детям правду;
  •  Чаще хвалить;
  •  Стараться найти «ключ» к ребёнку;
  •  Говорить с ребёнком, глядя ему в глаза;
  • Думать о «детском банке» счастливых воспоминаний;
  • Влиять на развитие духовного мира ребёнка, приблизив его к себе;
  • Надо признать право ребёнка на ошибку;
  • Начинать общение с ребёнком с радости, а не с букваря;
  • Замечать и отмечать малейшие успехи детей, сравнивать успехи ребёнка с его собственными прошлыми состояниями, а не с успехами других;
  • Оценивать только поступки, а не самого ребёнка;
  •  Реже употреблять слово «нет»;
  • Относиться к детям, как к цветам. Пусть они растут в том темпе, который им задала природа. Быть терпеливее. Дарить им как можно больше любви. Вот тогда они расцветут.
  • Прислушиваться ко всему, что говорят ваши дети, с пониманием и участием;
  •  Дети не должны уходить от вас «побеждёнными»;
  • Нельзя говорить ребёнку только о его недостатках;
  • Не пытаться бороться со своими детьми! Всё равно проиграете. Победа не будет за вами, потому что у детей гораздо больше времени и энергии для сопротивления вам, чем у вас – для давления на них.
  • Никогда не обзывать ребёнка тупым и бестолковым;
  • В «минуты накала страстей» относиться к детям очень осторожно и бережно, проявить излишнюю волю;
  • Если ребёнок флегматик,  смириться с тем, что он не такой, как вы. Подталкивание может только навредить. Терпение, такт, уважение, понимание – вот что требуется от родителей к такому ребёнку
  •  Если он сангвиник, помнить, что он очень возбудим, смешлив, но может быстро рассердиться. Нужно давать ему интересное дело, следить, чтобы он доводил его до конца, потому что недостаток такого ребёнка – неусидчивость.
  •  Ребёнку-меланхолику всегда давать авансы – похвала во всех видах и в больших дозах. А ещё ему необходимы доброжелательность и бодрость.
  •  Не пытаться «давить» на ребёнка-холерика. Быть к нему внимательным, в требованиях – настойчивым, но деликатным.